Детство, отрочество и юность собаки. Часть 1

 
  • 2802

Нет двух одинаковых собак. У каждой - свой характер, привычки, слабости. Собака - это индивидуальность,   поэтому даже опытный собаковод, тщательно выбирая щенка, заранее предусматривая цели и методы его воспитания, не может предсказать всех особенностей поведения своего будущего питомца. Каково же приходится тем, кто только вступает на этот интереснейший, но тернистый путь выращивания и воспитания будущего друга?

Владельцы часто жалуются на своих собак, просят дать совет. Большинство жалоб сводится к тому, что подросшая собака не слушается, грызет вещи, рвет обои, воет, убегает от хозяев, бросается на членов семьи. Встречаются и более серьезные случаи. К сожалению, мало кто спрашивает, почему это происходит, обычно спрашивают, что делать с собакой. 

Трудно давать советы, не зная владельца и его собаку. Приходится долго расспрашивать и многое объяснять. Первое, что меня интересует в таких случаях, - это возраст собаки. Уточнив возраст, выясняю пол, породу собаки, состав семьи хозяев и особенности их взаимоотношений. После этого можно ставить предварительный "диагноз".

Дело в том, что существуют объективные законы формирования поведения собак в процессе их индивидуального развития. Но на этот закономерный процесс накладываются условия окружающей собаку среды, характер и требования хозяев. Только поняв, почему собака ведет себя так или иначе, можно пытаться устранить, исправить недостатки.

Для того чтобы правильно воспитать собаку, необходимо знать, как она развивается, как формируется ее поведение, складывается характер. Этому и посвящена статья.

Есть притча о том, как к мудрецу пришли молодые родители и спросили: "Как нам воспитывать ребенка?" Узнав, что ребенку три месяца: мудрец ответил: "Вы опоздали ровно на год".

Эта притча справедлива и для владельца собак. Но поскольку до сих пор не решен вопрос о том, что появилось сначала: яйцо или курица, то рассказ о поведении собак в разные возрастные периоды я начну все же с рождения щенка.

Щенок в норме рождается в оболочке. Мать сразу начинает его вылизывать и, захватывая зубами оболочку, разрывает ее и съедает вместе с плацентой. В ответ на энергичный массаж матери щенок начинает дышать, двигаться и пищать. Если щенок родился мертвым, не двигается и не пищит под языком матери, то она чаще всего съедает его вместе с оболочкой. Это естественное поведение собаки. Мертвые щенки не могут оставаться в гнезде вместе с живыми. Случаи, когда звери поедают живых детенышей, очень редки и чаще всего вызываются сильным беспокойством матери. Это можно рассматривать только как патологию.

Детство, отрочество и юность собаки. Этапы развития

 

Первый этап развития (1 - 5 дней)

В первые четыре-пять дней жизни щенок беспомощен: он слеп, глух, его движения хаотичны, он ориентируется только за счет контактной рецепции, то есть ощущает прикосновения матери, однопометников, температуру, вкус. Он не может еще отыскивать мать на расстоянии.

Так называемый "материнский инстинкт" проявляется в том, что поведение матери очень тесно связано с этапами развития щенков и меняется в зависимости от их поведения.

В первые дни после рождения щенки полностью зависят от матери и она практически не отходит от них. Все собаководы знают, как трудно в первые четыре-пять дней жизни щенков вывести их мать на прогулку, как при малейшем писке щенков она бросает еду и кидается к ним. Многие суки в эти дни рычат даже на хозяев и не подпускают к щенкам посторонних. Но пройдет неделя, и собака начнет успокаиваться.

На первом этапе подсосного периода (первые четыре-пять дней) у щенков наблюдается всего одна универсальная форма поведения в ответ на любое ощущение дискомфорта - голод, холод, боль, потребности в выделении и т.п., - щенок активно двигается и пищит. В ответ мать сразу же бросается к щенку, обнюхивает его, начинает вылизывать, а иногда и подталкивает к соскам.

В эти дни выделения у щенков не могут осуществляться без помощи матери: щенки еще очень слабы, чтобы отползать от гнезда или подстилки для отправления своих потребностей. Мать, вылизывая щенков и подъедая их экскременты, поддерживает чистоту в гнезде. (При искусственном вскармливании новорожденные щенки часто гибнут из-за того, что до и после еды щенку необходимо делать массаж животика до тех пор, пока он не справит нужду). Когда щенки молчат и не двигаются, мать их практически не замечает. Она начинает искать их, только если они запищат или когда у нее прибывает молоко.

 

Второй этап развития (5 - 12 дней)

В период с пятого по одиннадцатый - тринадцатый день жизни щенков открываются слуховые проходы (восьмой-десятый день) и глазные щели (одиннадцатый-тринадцатй день), они начинают вставать на лапки, сворачиваться клубочком во сне, чесаться, зевать, потягиваться, облизываться, переходят к самостоятельному выделению, начинают активно бороться за соски. С четвертого-пятого дня мать уже спокойнее отходит от них, и инициатива в контактах с ней начинает переходит к щенкам. К одиннадцатому-тринадцатому дню щенки уже узнают мать на расстоянии одного-полутора метров и целенаправленно ползут к ней.

Это второй этап подсосного периода, во время которого формируется щенячье поведение, направленное на обеспечение жизненно важных потребностей.

 

Третий этап развития (12 - 20 дней)

Следующий этап - с двенадцатого по двадцатый день жизни. У щенков усиливается двигательная активность, они начинают ходить, садиться, реагировать на громкие звуки. В две недели щенки при искусственном вскармливании уже могут лакать жидкую пищу, но если есть выбор, они предпочитают сосать мать.

К этому времени они уже стараются отходить от подстилки для отправления своих естественных надобностей, и мать постепенно перестает подлизывать их экскременты. Появляется исследовательское поведение в пассивной форме: щенки начинают обследовать окружающую территорию как бы по радиусам все расширяющейся окружности, центром которой является подстилка. Если на их пути встречается какой-нибудь предмет - миска, тряпка, стул, нога хозяина, - они обнюхивают его и, не трогая, возвращаются к подстилке. В этот же период появляются первые элементы оборонительного поведения: щенки начинают рычать и пугаться сильных запахов. При громких звуках они замирают, а от резких запахов стараются уйти. 

Главная отличительная черта третьего этапа - появление односторонних контактов при отсутствии ответных реакций у щенков. Вероятно, это можно назвать этапом догруппового поведения.

В три недели у щенков прорезаются первые молочные зубы, они начинают видеть, с удовольствием лакают предлагаемый им прикорм, но продолжают сосать мать. Исследовательское поведение становится активным: щенков привлекают новые предметы, они хватают их, теребят лапами, начинают грызть тапочки, тряпки, мебель, хватать хозяев за пальцы, за брюки, постоянно стараются залезть именно туда, куда им лазить не следует. В это же время у щенков появляется явная пассивно-оборонительная реакция на громкие звуки, резкие движения, падающие предметы, Становление оборонительного поведения, то есть реакции на возможную опасность, идет одновременно с развитием дистантных анализаторов - обоняния, слуха, зрения - сначала на запахи, потом на шумы, затем на резкие движения. Щенки пугаются, замирают, стараются спрятаться или убежать. При этом более активные щенки отскакивают, убегают; медлительные - садятся или отходят. Активно-оборонительные реакции в это время - лай, рычание, наскоки - проявляются только в игре, не как истинно оборонительное, а как игровое поведение.

Н.М. Доманова, "О чем лают собаки" (составители Е.В. Котенкова, А.В. Суров)

Может быть интересно

 
  • Детство, отрочество и юность собаки. Часть 2

    В начале четвертого этапа - в три недели - появляется двусторонние контакты, то есть элементы группового поведения. С этого момента мать начинает играть со щенками и воспитывать их: отгоняет от своей еды, от сосков, когда у нее нет молока, и т.п. Щенки получают первое представление о запрещении.

  • Первые восемь недель жизни вашего щенка

    Новорожденные щенки очень маленькие и беспомощные, но они быстро растут. В течение первых восьми недель они проводят почти все свое время с матерью и однопометниками и учатся тому, как быть собаками.

  • Как ухаживать за осиротевшими щенками?

    Щенки считаются осиротевшими, если их мать погибла при родах, перенесла сложную операцию или же не способна заботиться о своих щенках из-за отсутствия молока или каких-либо поведенческих или психологических отклонений. В некоторых случаях это может произойти уже когда щенкам исполнилось несколько недель.

  • Щенок в новом доме

    Когда родители узнают, что у них скоро появится ребенок, они готовятся к этому событию очень тщательно. Выбирается отдельная комната, которая обставляется специальной мебелью, заказываются пеленки-распашонки и другие детские аксессуары, наводятся справки о самом лучшем враче. Практически то же самое следует сделать и перед тем, как принести в дом нового щенка.

  • Возрастные особенности щенков

    Рост и развитие щенков, их характерные особенности в значительной степени зависят от их возраста. Для того чтобы правильно организовать выращивание и воспитание щенка, необходимо знать и учитывать эти особенности.