Львиные семьи крепче, если живут у реки
К такому выводу пришли ученые Национального парка Серенгети в Танзании. Вывод основан на многолетнем исследовании, результаты которого были недавно представлены широкой общественности.
В местах слияния рек, там, где нет перебоев с водой в течение всего года, где становятся идеальными условия для охоты и размножения – львиные семьи наиболее прочные. На первый взгляд этот вывод кажется совершенно бессмысленным, достаток в еде, воде, идеальные условия для беззаботного существования – все это должно способствовать обратному эффекту. Однако именно эти условия жизни обуславливают проявление социальных форм поведения и создание семей-прайдов.
Львы – единственные представители дикого кошачьего мира создающие социальные группы, или так называемые прайды. До недавнего времени эта особенность объяснялась по-разному, стойкую позицию имели предположения о возникающих широких возможностях в групповой охоте, о коллективной защите молодняка и ряд других мнений. Но последние исследования ученых из Национального парка Танзании раскрывают другую причину данной социальности львов. Исследования были основаны на несколько другом аспекте социальной составляющей львиной жизни - на зависимости прайдообразования от особенностей ландшафта, где проживают дикие львы, и, несмотря на то, что результатов исследований пришлось ждать более 30 лет, они того стоили – зависимость доказана.
Львы по своей сути оказались довольно ленивыми животными
Наблюдения за львами живущими в Серенгети начались еще в конце 70-х годов XX-го века. Профессор Крэйг Пэкер признается, что его научная группа не ожидала от львов такой склонности к лени, с которой они столкнулись в самом начале работы. Животные могли часами лежать и ничего не делать. Контрольная группа состояла из более, чем 5000 особей состоящих в 28 прайдах. У львов оценивался потенциал к воспроизводству – способность поддерживать постоянную численность в коллективе и не допускать распада прайда.
Оказалось, что самые высокие уровни стабильности и воспроизводства прайдов были отмечены в самых благоприятных для жизни местах – именно в местах слияния рек, в местах с наиболее благополучными условиями жизни и высоким потенциалом для охоты. Существование прайдов в таких местах дает больше возможностей для появления потомства, следовательно, преимущества этих мест перед другими становятся очевидными для всех. В этот момент у львов и проявляется заложенная в генах социализация, а стимулирует ее необходимость защиты благоприятных мест от посягательств других прайдов. Животным становится выгоднее вступить в союз с себе подобными для защиты обжитых мест, нежели защищать территории в одиночку, хотя и гораздо меньшие.
Самка льва, по ее телосложению можно судить о достаточно хороших условиях жизни
Косвенно данное открытие подтверждали и прайды живущие в местах с наименьшими комфортными условиями. Там уровень репродукции и численные составы коллективов были значительно меньше, и сами прайды зачастую распадались в течение 10 лет.
Вернемся к сплоченным прайдам на территориях с высоким уровнем жизни. В местах, где охота наиболее удачна и выгодна, львам становится легче встретить конкурента, и в такие моменты коллективная сплоченность как раз и обеспечивает необходимую защиту для взрослых и молодых животных. Такое поведение внутри прайдов, а также между ними на прямую ассоциируется с поведением самых высокоорганизованных млекопитающих на планете – людей. Когда на обустроенные территории приходят представители того же вида с других мест, коллективу с обжитых мест также приходится отстаивать свои права.
Лев после удачной охоты, при хорошем аппетите у хищника, от этой добычи через час-полтора останется только небольшая горка костей.
Остается до конца не раскрытым вопрос, почему именно львы проявили большую склонность к формированию социальных групп – прайдов, а не другие дикие кошки. Ученые делают вывод, что именно географические особенности ареала заставили львов повернуть процесс своей эволюции в сторону создания семейств-прайдов.
- Источник: Natureworld
Может быть интересно
- Страусы прячут голову в песок?
Помните знаменитый анекдот. На вольере со страусами вывеска: «Страусов не пугать, пол бетонный». Поскольку мы убеждены, что испуг страусы преодолевают, спрятав голову в песок, то и шутка нам понятна. Но на самом деле бетонный пол страусам не повредит, даже если те сильно испугаются. Сомневающимся рекомендовано прочитать эту статью.
- Неразговорчивые дубоносы
Дубоносы - небольшие, очень красивые птички величиной со скворца, но с более коротким телом. Живут осторожной и интересной жизнью.
- Красный цвет разъяряет быка?
Когда хотят подчеркнуть сильную неприязнь человека к чему-либо, говорят: «Это действует на него как красная тряпка на быка!». Столь красноречивая метафора была бы для самого быка пустым звуком, даже понимай он человеческую речь. Не верите? Тогда есть повод разобраться в цветах бычьей агрессии.
- Слоны боятся мышей?
До четырех метров в высоту, до семи тонн веса. Слон. И этим все сказано. Найдется ли в животном мире тот, кто рискнет тягаться с этим Голиафом? Разве гигант убоится кого-либо на этом свете? Тем не менее, народная молва приписала слонам парадоксальную фобию. Якобы эти громады панически боятся крошечных мышей.
- Кошки всегда приземляются на лапы?
Говорят, бутерброд всегда падает маслом вниз, а кошка на лапы. Но в жизни случается и все наоборот. По крайней мере, у кошек. Вообще кошки славятся своей ловкостью. Пройти по узкому забору, перепрыгнуть на сук дерева, сигануть с высоты, многократно превышающей собственный рост, для них не проблема. Такие способности – залог их успеха как охотников. Что же гарантирует безопасность их головокружительных трюков?